"КОНСЕРВАТОР": "Секта — это динамичный лохотрон". Интервью с Александром Дворкиным, главным борцом с сектантством в России и изобретателем термина "тоталитарная секта"


Дворкина ненавидят десятки тысяч людей. Благодарны ему единицы. В сектах состоит очень много народу, уходят из них — немногие. Но автор книги "Сектоведение", сотрудник Московской патриархии, публицист и религиовед Александр Дворкин продолжает бороться с сектантством не на жизнь, а на смерть. Он делает это азартно и весело, и потому общаться с ним чрезвычайно интересно.

— Обычно со злом борются те, кто от него пострадал. Но вам лично секты как будто ничего дурного не сделали…

—Да, ни мне, ни моим близким, слава Богу, секты изначально вреда не причиняли. Когда я вернулся из эмиграции в Россию и пошел работать в новооткрытый отдел катехизации и религиозного образования Московской патриархии, стали приходить родственники попавших в секты. Тогда речь шла о "Богородичном центре". Я, будучи историком, увидел, что некоторые положения "Богородичного центра" похожи на то, что я изучал в рамках церковной истории применительно к сектам раннего христианства. Потом меня пригласили рассказать об этом представителям правительства Москвы, а еще позже я провел однодневный семинар по "Богородичному центру", где впервые и употребил термин "тоталитарная секта".

—Так все-таки вы изобретатель термина?

— Это потом узналось. Само выражение было настолько очевидным, что я и не знал об отсутствии этого термина. Ну вот, так я стал заниматься сектоведением. Большую роль в моем обращении к проблеме сыграла сайентология, представители которой пришли ко мне, когда я о них мало что знал. То есть слышал, что это какая-то сумасшедшая организация, не более. Я как-то принял участие в конференции центра "Диалог" в Дании на тему сайентологии, и в прессе прозвучало мое имя. После этого сайентология пришла со мной знакомиться.

— Вербовать?

—Нет, скорее пугать. Мне было сказано: вы попали в очень нехорошую компанию, так что имейте в виду — все, кто выступал против сайентологии, очень плохо кончали. А я еще ничего о них и сказать-то не успел. Я спросил тогда: "Вы что, мне угрожаете?" А они: "Нет, предупреждаем". Меня это заинтересовало очень…

— Экий вы экстремал! Вам угрожают, а вы заинтересовываетесь.

— Но это действительно интересно. Что ж за организация такая, которая настолько боится любой критической информации о себе?

— Как, по-вашему, разгулу сектантства в России способствовало открытие границ? Или секта, сколько можно судить по работам Эткинда, — наиболее органичная форма религиозной жизни в России, и всегда так было?

— Те секты были другими. Хлысты, скопцы — они могли принести свой вред, но во главе хлыстовских кораблей стояли, как правило, все-таки сумасшедшие или фанатики, а не коммерсанты, не манипуляторы… Нынешняя секта — совсем другое дело. Это с Запада пришло, и открытие границ, конечно, сыграло свою роль. Но некоторые из тоталитарных сект подпольно существовали в СССР. Например, "Свидетели Иеговы". Например, кришнаиты, появление которых в России крайне загадочно.

— Кришнаиты разве не восточное вероучение проповедуют?

— Нет, общество сознания Кришны — западное вероучение, возникшее в Нью-Йорке в 1966 году. Это достаточно молодая организация с неким восточным антуражем, так называемая псевдоиндуистская секта. А в 1971 году она появилась в СССР, когда сюда приехал ее основатель, ходил по улицам, проповедовал и даже завербовал в секту пару человек. И якобы все это не было замечено КГБ. А через два года после него в Москву на международную книжную ярмарку прибыл уже целый десант западных кришнаитов, где им отвели стенд во всю стену...

— Почему высшие чины духовенства с помощью правительства не пресекают деятельность подобных группировок?

— Это вопрос к правительству. Церковь у нас отделена от государства, и "пресекать" мы ничего не можем. Чтобы что-то начало изменяться в этой ситуации — нужна политическая воля. Европейские правительства делают все возможное, чтобы оградить своих граждан от этих организаций. У нас этого нет, мы поддаемся давлению Соединенных Штатов, а они заинтересованы в распространении сект. Но не нужно думать, что это исключительно к России относится, это давление оказывается и на Францию, и на Германию. Просто те могут держать удар, а мы — нет.

— С вами часто судятся сектанты?

— Пока попробовали всего один раз — с треском проиграли… Целая группа сект: сайентологи, муниты, кришнаиты, "Свидетели Иеговы", ну, немного там мормоны принимали участие, еще маленькая отечественная "Секта Петра". Главная проблема преступной деятельности сект — в ее крайне сложной доказуемости. Если на мошенничество надевают религиозную маску, все становится очень сложнее. Для преступления нужен пострадавший, а покуда человек в секте, он категорически отказывается признать себя пострадавшим. Когда же он выходит из секты — получается свидетельство одного против всех.

— В провинции и столицах набор сект как-то варьируется?

— В Москве концентрат гуще. Любая секта, стремящаяся выйти на национальный уровень, начинает с попыток обосноваться в столице. Здесь такое количество приезжих, людей, которые полны надежд добиться чего-то… Широкое и благодатное поле для различных лохотронов.

— Нынешнее язычество — тоже секта?

— Это новая организация и скорее тусовка, которая состоит из множества разных секточек. Все неоязыческие организации — новоделы, не имеющие никакого отношения к древнему язычеству, которое когда-то существовало у древних славян, но давно скончалось своей смертью.

— А ваххабиты — тоталитарная секта?

— Ваххабизм — официальная религия Саудовской Аравии, их идеология, это то поле, на котором плодятся секты террора.

— Кто из сектантов сегодня наиболее активен и популярен?

— Неопятидесятники на сегодняшний момент — одно из самых многочисленных сектантских движений в России. Сейчас членов неопятидесятнических сект у нас не менее 250 000, а то и все 300 000. Такое количество приверженцев имеют все остальные группировки вместе взятые (за исключением "Свидетелей Иеговы"): сайентологи, кришнаиты, муниты, "церковь Христа", "Богородичный центр", Виссарион и его секта, "Сахаджа-йога", мормоны, "Брахма Кумарис", секта Порфирия Иванова, сатанисты и масса прочих.

— И в чем суть их учения?

— Если в двух словах — динамичный лохотрон. Нынешние неопятидесятники имеют очень опосредованное отношение к историческим пятидесятникам. Это оккультное течение, которое провозглашает, что настоящий христианин должен быть здоровым, счастливым, богатым и процветающим. Если он не такой — значит, не настоящий христианин. Поэтому нужно знать законы духовного мира и уметь, пользуясь ими, требовать у Бога богатства, здоровья и процветания. А кто же не хочет выздороветь и разбогатеть?

И вскоре они начинают думать, что они здоровы, богаты, вне зависимости от того, что на самом деле происходит. Для того чтобы разбогатеть, как вам объясняют, нужно начать давать деньги в секту — и чем больше дадите, тем быстрее разбогатеете. В конечном итоге разница между реальным положением дел и тем, что по вере неопятидесятников должно быть, приводит к самым трагическим событиям. Недавно на Погодинской улице один неопятидесятник, у которого сорвало крышу, а крышу там срывает у многих, зарезал свою мать и бабушку. По статистике, у 93% членов этой секты ухудшение психического состояния, 25% — совершают попытки самоубийства.

— А неопятидесятники вербуют так же, как иеговисты? Кротко подходят и просят уделить им немного внимания?

— Нет, они "приглашают на замечательную тусовку". Вербовщика распознать несложно: у меня на эту тему книжка есть — "10 вопросов навязчивому незнакомцу". А будь он неопятидесятник, мунит или сайентолог — не суть важно. Прежде всего надо проявлять, если хотите, здоровое недоверие. Когда вам предлагают что-то совершенно фантастическое, скажем, работу, где ничего не надо делать — только бешеные деньги получать.

— Что, и работой вербуют?

— Конечно. Это все коммерческие культы. "Гербалайф", например. Или космические засланцы из центров "Рейки", которые лечат космической энергией за деньги. Это еще один из псевдомедицинских культов. Там игра беспроигрышная. "Рейки" — космическая энергия, которая проходит через ладони "мастера", и лечит она когда хочет и кого хочет. Никаких гарантий. Если ты не излечился, значит, "рейки" не захотела. Единственное, что можно сказать хорошего, — они не призывают прерывать медикаментозного лечения. Если вы ходите к врачу — продолжайте ходить, но если вы вылечились, то исцелила вас "рейки".

Вот если бы секты рассказывали правду о себе — у меня не было бы к ним претензий. Но и участников у них не было бы. Задача секты — затащить человека прежде, чем он что-либо о ней узнал.

— Сложно представить, чтобы Кондратий Селиванов взимал мзду за членство в своей секте скопцов. Может быть, сектантство сейчас — отросток бизнеса, которому вы мешаете развиваться?

— Это хорошее сравнение. В истории были такие секты, которые отрицали мир, уходили в тайгу и жили своей жизнью. Это было по крайней мере честно. Нынешние секты — подобие бизнеса, они мир отрицают, но жить без него не могут. То есть они сами ничего не производят. Им нужно тянуть ресурсы: финансовые, людские. Выкачают из молодого человека здоровье, деньги, а через несколько лет, когда его показатели снизятся, — легче выкинуть его и завербовать нового адепта.

— Истинная вера должна допускать присутствие разума, который постоянно сомневается, или разум лишь мешает всепоглощающей вере?

— Вера без разума — это и есть фанатизм. На самом деле сомнения должны быть. Истина их не боится. Ложь боится сомнений, боится быть разоблаченной. Вражда к разуму, любовь к трансу — примета сектантского сознания. Транс открывает, как правило, темную реальность. Основа же православной духовной жизни — это трезвение. Разум никогда не отключается, он всегда должен быть с человеком. У нас даже есть поговорка: "Входя в церковь, снимай шляпу, но не голову".

Ирма Каплан

23 мая 2003 г.

http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=1704

© irmakaplan

Создать бесплатный сайт с uCoz